Дерево как основа для живописи

Одним из старейших материалов для живописи является дерево. Фаюмские портреты — один из примеров древнейших станковых произведений на деревянной основе — выполнены 1500—2000 лет назад.  Фаюмские портретыОни дошли до наших дней в относительной сохранности. И если сейчас мы имеем возможность любоваться картинами старых мастеров, выполненными на деревянной основе, то этим мы, прежде всего, обязаны тому факту, что качеству этой основы, её подготовке и всем употребляемым для живописи материалам уделялось очень большое значение. Подготовка деревянной основы достаточно сложна. Во Фландрии производство досок для живописи было государственной монополией, и художникам запрещалось пользоваться досками, изготовленными в частных мастерских.

Устав живописцев города Парижа (1391 г.) гласил: «Никто из иконописцев и вообще живописцев не имеет права приступать к какой-либо живописи на дереве, к какой бы породе оно ни принадлежало и каким бы то ни было способом, до тех пор, пока дерево не будет хорошо и правильно просушено и осмотрено мастерами»
Применение древесины различных пород в разных странах, в первую очередь, определяется тем, какие породы являются для этого региона наиболее распространёнными: кипарис, пиния, тополь, дуб, липа, бук, орех, палисандр. Большинство православных икон выполнено на липовых досках, хотя можно встретить и основы из кедра, лиственницы, сосны, кипариса.

В некоторых видах народных промыслов выточенные из дерева заготовки (например, посуда, матрёшки) украшаются традиционной для данного промысла росписью — широко известны изделия мастеров Хохломы.изделия мастеров Хохломы

Деревянная основа для произведений станковой живописи — достаточно твёрдая и прочная — используется, как правило, в виде досок, цельных или склеенных между собой. С обратной стороны для большей надёжности склеенные доски дополнительно укрепляются накладными или врезными деревянными рейками различного профиля — шпонками. Деревянная основа для произведенийТакже шпонки могут врезаться (или набиваться) на торцы.

Доска перед нанесением грунта не шлифуется дочиста и не полируется — грунт (левкас) лучше пристаёт к шероховатой поверхности, прочнее держится и в дальнейшем не отслаивается. При неблагоприятных условиях хранения (несоблюдение температурного и влажностного режимов) даже вполне выдержанное и сухое дерево может покоробиться (выгнуться) и растрескаться. Эффект выгибания часто усиливается из-за того, что одна сторона доски покрыта слоем грунта, красок и лака, а другая остаётся открытой — Икона на деревев результате процесс потери влаги протекает по-разному.

Неокрашенные деревянные заготовки под декоративную роспись называют «белье». Неокрашенные деревянные заготовки под декоративную росписьОни требуют к себе особого отношения. Их надо тщательно выбирать, обращая внимание и на саму текстуру дерева, и на форму заготовки. Ведь работа над изделием начинается уже с этого момента. Древесина — живой материал, и хорошо бы знать свойства и различия ее видов.

Липа традиционно считается лучшим материалом. У нее чистая, легкая, податливая, мягкая древесина. Особенно ценятся заготовки не пиленые, а колотые. Липа стоит сейчас уже не так дешево, как раньше. И это справедливо. Да и совесть уже не позволяет попусту тратить эту красавицу. Липа легко принимает краску, поэтому метод тонировки может быть самым приемлемым для нее.

Береза стоит по популярности на втором месте после липы. Ее древесина слегка сероватая, более плотная, тяжелая. Иногда с «родинками».

Ольха - по механическим свойствам похожа на липу. Однако если липа «теплая» и белая, то ольха — "горячая" и с приятным розовым оттенком. Ее текстура однородна, с мрамористыми разводами. Очень хороша при восковании, и обработке различными масляными лаками.

Хвойные породы. Ель и сосна — традиционная северная древесина. Хвойные породы имеют желтоватую древесину, по текстуре неоднородны, волокнисты и с выраженными смолистыми участками. Из них предпочитали делать только крупные формы. Лучший по своим свойствам кедр. Тёплый цвет, приятная текстура, и великолепный запах.

Бук попадает традиционный материал Западной Украины. Древесина темного цвета с розовато-белым отливом. Очень плотная, тяжелая и, как дуб, — в узкую насечку. По хорошо отшлифованной поверхности бука можно расписывать даже без грунтовки. Однако бук «ведет», он перекручивается и поэтому не может считаться очень хорошим материалом под роспись.

Заготовки из шпона и покрытые шпоном (фанерованные заготовки). Эти более щадящие природу варианты имеют много преимуществ. Поверхность заготовки имеет однородную текстуру, хорошо шлифуются, лёгкие и любых форм-конфигураций.

Фанера — также хороший материал под роспись. Тонирование, как и у шпона, выявляет красивый природный рисунок древесины. Очень хорошо окрашивается и обрабатывается. На ее  гладкой поверхности легко рисовать.

Работая с древесиной, не следует забывать, что она — живая. Она дышит, её может от чего-то коробить. Поэтому нужно обращаться с заготовками любя, и тогда получится, что предмет сам подскажет вам наилучший вариант его использования.

Наверх