Древо в искусстве мебели

C незапамятных времён дерево сопутствует человеку. Дерево – это и жилище, и тепло в нём, и утварь, оборудование, предметы обстановки и многие орудия труда, начиная с самого простого – палки. Приспособив когда-то к своим потребностям готовый по форме деревянный предмет – сук, человек постепенно развивал своё умение обработки природного материала, создавая и совершенствуя технические приёмы и средства, позволявшие ему получить или усилить заложенные в дереве свойства, декоративные эффекты. Дерево оказалось благодатным материалом, участвующим и в технической, и в художественной деятельности человека.

Это удивительное сочетание свойств дерева как материала наиболее полно выразилось в мебели, неотъемлемой принадлежности человеческого жилища. Именно в мебели дерево выступало всегда и как удобный в обработке, лёгкий, гигиеничный и достаточно прочный материал конструкций и как декоративный материал, обладающий неповторимой красотой строения, игрой оттенков, широкой гаммой текстур, рисунков открытой поверхности.

Рассматривая мебель как произведение декоративно-прикладного искусства классических периодов, нетрудно увидеть, как технологические и структурные особенности древесины, проявлялись в рисунке и отделке мебели, определяя её характерные стилевые признаки.

В тяжеловатой, добротной и обстоятельной бюргерской мебели средневековой Европы  бюргерской мебели средневековой Европы мы встречаем брусковые подстолья рамного типа с клиновидными затяжками, возможными именно в деревянном исполнении, использующем упругость материала, а также точёные, в том числе витые детали. В иных пропорциях, с другим решением масштаба и форм точёные детали видим и в мебели последующих эпох – в жилищах и бедных и богатых.

Едва ли не во все времена для мебели были характерны скульптурные украшения для мебели были характерны скульптурные украшения. Сюжетные сцены, образы растительного и животного мира, абстрактные геометрические узоры, пластичные обводы деталей рождались под рукой влюблённых в материал художников резчиков. Вспомним, какие вдохновенные восторженные слова вложил Ромэн Роллан в уста Кола Брюньона, мастера и поэта своего ремесла: «Вооружённый топориком, долотом и стамеской, с фуганком в руках, я царю за моим верстаком, над дубом узлистым, над клёном лоснистым. Что я из них извлеку? Это – смотря по моему желанию. Сколько в них дремлет форм таящихся и скрытых! … Как хорошо стоять, с инструментом в руках у верстака, пилить, строгать, сверлить, тесать, колоть, долбить, крошить чудесное и крепкое вещество, которое противится и уступает….».

Яркие этапы в истории мебельного искусства связаны с освоением мастерами новых для ремесла пород древесины и приёмов отделки. Так появление в начале XVIII в. в Англии красного дерева, случайно привезённого из Нового Света, послужило толчком к рождению и развитию одного из самых интересных художественных явлений в истории мебели – стиля, по имени его творца «Чиппендель». Томас Чиппендель работыАнгличанин Томас Чиппендель, виртуозно освоив сочетание свойств древесины красного дерева – прочность, красоту тона и текстуры – создал галерею изящных, комфортабельных и демократичных изделий, художественные достоинства которых восхищают нас до сих пор. Интересно вспомнить, что английская мебельанглийская мебель этого времени не лакировалась, а вощилась; дерево при такой отделке казалось почти нетронутым. В это же время во Франции, где вощение древесины не применялось, а лаков своего производства, как и в Англии, практически не было, в целях экономии дорогого китайского лака широко применяли укрывистую отделку, золочение, золочение мебелинакладные украшения из бронзы, черепаховых пластин и т.д. Но как только возникло местное производство лака, французские мебельщики начали широко применять мебель под золотов новых моделях открытые поверхности дерева; применение бронзы существенно сократилось.

В конце XVIII века свой вклад в мировое мебельное искусство сделали русские мастера, впервые применив для облицовки изделий древесину карельской берёзы. Её скромная, интимная красота удачно дополнила существовавшую в то время гамму отделочных пород, светлая мебель карельской берёзысреди которых почти повсеместно господствовало красное дерево. Русская светлая мебель карельской берёзы заняла заметное место в истории мебели.

В 30 – 40-е гг. XIX века дерево открылось перед мебельщиками ещё одним свойством - способностью к устойчивой деформации. Немецкий мастер и предприниматель Михаэль Тонет выпустил на рынок гнутую мебель из бука, прочно вошедшую в ассортимент многих стран (кто не знает «венский» стул!).

Крупным событием в истории мебели были работы финского архитектора Алвара Алто в конце 20-х гг. XX века. С его именем связан новый период в технологии деревообработки – применение гнуто-клеёных элементов из шпона. Человек получил новую возможность оперировать с древесиной, подчиняя её своему инженерному и художественному замыслу, сохраняя при этом все лучшие её свойства как материала декоративного, радующего глаз живой игрой текстуры.

Дерево продолжает свою жизнь в мебели и сейчас, в начале XXI века, не смотря на бурное развитие промышленности новых материалов. Некоторые из этих материалов полностью заменяют древесину, занимая её место в конструкции и облицовке изделий мебели. Рождается новый облик изделия, новые художественные эффекты, существенно меняются формы, пластика, например, кресел. Формированием из гранулированной пластмассы (технология вакуумного формирования) человек получает изделия, недоступные классической столярной технологии.естественное проявление органической связи между технологией В этом естественное проявление органической связи между технологией, материалом и формой.

Сегодня широко применяются высококачественные, с отличными эксплуатационными качествами облицовочные материалы, с успехом заменяющие фанеровку. Некоторые из них обогатили палитру художественных средств мебельщиков новыми фактурами, цветом поверхностей, не похожими на древесину; но всё более и более удачными становятся поиски новых отделочных и облицовочных материалов, несущих на себе характерные «древесные» признаки – текстуру волокнистого строения, её масштаб, даже фактуру слоёв и пор. Тема дерева, отодвинутая было на второй план, опять, но в новом качестве, на новой ступени технологи, оказывается основной в художественном решении мебели.

Но и древесина продолжает служить мебельщикам. Более того, ассортимент материалов из неё стал шире традиционного. Современное массовое производство мебели было бы просто невозможным, если бы не плитные материалы из измельчённой древесины – древесностружечные ДСП и древесноволокнистые ДВП, МДФ плиты. Их появление было исторически оправдано. Ведь щедрость наших лесов не бесконечна, и человек уже задумался над тем как сохранить их для потомков, эффективнее использовать древесину сегодня, поскольку потребности промышленности постоянно растут.

… Живёт, развивается, обогащается новыми достижениями искусство мебели. И на всех этапах в художественном облике изделия присутствует дерево – древний, хорошо знакомый и в то же время всегда радующий благодатным теплом и светом материал.

Наверх